Памяти Николая Соина

Писатель Николай Соин за работойС Николаем Соиным я познакомился на вечере, посвящённом Дню славянской письменности и культуры, в 1996 году. За два дня до этого состоялась моя первая публикация стихов в «ЛВ».

24 мая, когда я появился в кафе «Гамма», располагавшемся на втором этаже районного Центра досуга и народного творчества, меня провели и посадили за столик с местными знаменитостями – писателями, авторами нескольких книг Николаем Соиным и Иваном Переверзиным. Я впервые видел их и не скрывал своего интереса. Оба были примерно одинакового возраста – в районе 45 лет, оба одеты в костюмы и галстуки. На этом сходство заканчивалось. Коренастый, большеголовый Соин имел грубоватые черты лица, близко посаженные глаза, мясистые губы; длинные, заплетённые в косу волосы, перстни на коротких толстых пальцах – он показался мне весьма экстравагантным. Переверзин – худой, порывистый, тонкогубый, с напряжённым лицом, с небрежной чёлкой, впалыми щеками и железными коронками на зубах – внешне совсем не тянул на поэта в моём представлении.

Мэтры посматривали на меня снисходительно, но с любопытством. Чуть ли не на равных с ними после их выступления слово предоставили мне. Я прочитал пару стихотворений.

Переверзин не выдержал:

– Ну-у-у, ты, брат, даёшь! Разве ж так можно! Употреблять в стихах иностранное слово «оргазм»?!

– А разве в русском языке существует эквивалент этому слову? – ответил я вопросом на вопрос.

Переверзин мне не ответил, а Соин что-то примирительно пробормотал в мою защиту. Николай Адрианович говорил тихо, не спеша, но мысли свои выражал безупречно, выказывая начитанность и несомненную мудрость. Иван Иванович выговаривал нескладные фразы порывисто и не совсем внятно, по-крестьянски переставляя иной раз ударения в словах. Стихи Соина, которые прозвучали в тот вечер, произвели на меня хорошее впечатление образностью и глубиной, а переверзинские строки не зацепили.

На том памятном вечере в кафе «Гамма» я узнал, что 12 лет назад в Ленске образовалось литературное объединение «Лена», руководил которым Николай Соин. В течение двух лет литобъединение заявляло о себе публикациями в «Ленском вестнике», но потом распалось. Ведущие вечера рассказали об этом с ностальгическими нотками сожаления – им хотелось бы возродить былую активность ленских литераторов.

5 сентября 1997 года образовалось литературное объединение «Фламинго». Можно сказать, я стал преемником Николая Соина по руководству литераторами района. Из бывших членов литобъединения «Лена» во «Фламинго» вошли Татьяна Пермякова, Александр Яганов и Валентина Носенко.

На первых порах жизни литобъединения Николай Адрианович взял на себя функцию своеобразного куратора нашего содружества, пару раз присутствовал на наших заседаниях, провёл мастер-классы. Я стал заглядывать к Соину домой «на огонёк». Николай настоял на том, чтобы я обращался к нему на «ты», несмотря на разницу в возрасте в 18 лет. Как и все начитанные люди, Соин всегда был интересным собеседником. Единственное, что сильно сбивало с толку – чересчур завышенная самооценка писателя. Поначалу я считал даже, что Николай в шутку называет себя «большим русским писателем», часто ссылается на своё графское происхождение, но потом понял, что он и не думает шутить. Пришлось научиться относиться к этой слабости его характера снисходительно.

18 марта 1998 года вышла очередная наша литературная страница «Обретение». Необычная, поскольку предисловие к ней написал Николай Соин, представляя нас читателям района и как бы передавая мне эстафетную палочку руководства пишущей братией:

«…Как бывшему руководителю «Лены» мне вдвойне приятно представить читателям «ЛВ» новое сообщество одарённых поэтов нашего города, объединённых под несколько экзотическим для севера, но поэтическим названием – «Фламинго».

Сергей Москвитин заслуживает особых слов. Именно он взял на себя благородную миссию и объединил разрозненные таланты нашего города. Его творчество я знаю на протяжении нескольких лет. Одарённость Сергея несомненна, его стихи год от года становятся лучше…».

В тот же период – в начале 1998 года мы с Николаем начали подготовку к изданию альманаха «Прикован к ленским берегам…». Договорились, что я собираю материал о художниках и готовлю третью главу, посвящённую «Фламинго», а Соин занимается подборками первой главы и общим составлением книги.

В дальнейшем книгой заинтересовался Борис Лапардин, который взял на себя финансирование издания. Так появился на свет первый в истории района коллективный сборник ленских литераторов.

20 ноября 1998 года в Ленске презентовали новую книгу писателя Николая Соина «Злой дух Наманы» – сборник криминальных рассказов, основанных на реальных событиях. Я считаю, это несомненная удача автора. Наша северная действительность, повседневность, людские характеры, проявленные в экстремальных ситуациях, особенности и специфика работы местной милиции как нельзя лучше передаются в них.

Книгу наше литобъединение успело прочитать до презентации. На меня она произвела даже большее впечатление, чем сборник рассказов «Спроси у реки». На мой взгляд, это самая удачная книга Соина. Поразили способность автора глубоко проникать во внутренний мир своих героев, умение смотреть на окружающее их глазами, переходить от одного персонажа к другому подобно тому, как кукловод оживляет своих кукол. Это свидетельство несомненного мастерства.

Вечер вела Ольга Тирская. Выступили герои книги. «Фламинго» подготовило целый поздравительный блок, в том числе традиционные частушки:

Не терял он время даром,
Не смыкал ночами глаз.
Пообщался с криминалом,
А теперь знакомит нас!

Николаем мы довольны
И признаться вам должны:
Испугались мы невольно
Злого духа Наманы.

Знали в Ленске мы поэта
Николая Соина,
А сейчас известность эта
Прозою утроена!..

Поздравительный блок от «Фламинго» я завершил циклом анекдотов про Николая Соина (которые сам же и сочинил накануне):

Все прекрасно знают, что чем популярнее в народе человек, тем больше он обрастает слухами, легендами, байками и анекдотами. Вот лишь некоторые из них, связанные с ленским писателем Николаем Соиным:

   

* * *

Съезд писателей России. Выступает критик.

К сожалению, давно канули в Лету времена писателей-титанов, способных создать что-нибудь гениальное, типа «Войны и мира». Нет сейчас таких людей, ни графа Льва Толстого, ни графа Алексея Толстого… Перевелись на Руси графья…

Голос из зала:

Вы забываете про Николая Соина!

  

* * *

Ах! Почему вы всё-таки перешли на прозу? – спросили у Николая Соина воздыхательницы его поэтического таланта.

На что тот глубокомысленно и философски ответил:

В жизни, помимо поэзии чувств, есть еще и проза бытия.

   

* * *

Николая Соина попросили оценить стихи одного начинающего поэта. Тот ознакомился с написанным и высказал несколько принципиальных соображений. Писателя попросили выразиться конкретнее. И тогда Соин сказал:

Это подающий надежды молодой поэт, но пока, кроме надежд, он ничего не подал.

    

* * *

Известно, что раньше Николай Соин носил очень длинные волосы. Настолько длинные, что даже заплетал из них косу. В связи с этим родился анекдот.

Говорят, что писательский труд настолько тяжел, что писателям постоянно приходится заставлять себя работать, буквальным образом за волосы подтаскивать себя к письменному столу…

Теперь понятно, почему у Николая Соина такие длинные волосы.

   

* * *

Когда у Николая Соина спросили, где и когда состоится церемония вручения ему Нобелевской премии в области литературы, тот ответил:

Вопрос этот обсуждался, и довольно широко, на родине Нобеля. И поскольку противников в этом вопросе нет, а друзья-писатели загадочно улыбаются, я сделал вывод, что они готовят мне подарок к юбилею. Подождем. Увидим.

   

* * *

Явился к Николаю Соину дух Льва Толстого и говорит:

Николай, ты лишь по три-четыре раза переписываешь свои вещи. Этого мало. Я подарю тебе свою уникальную способность переписывать литературные труды по 12 раз.

Соин ответил:

Тогда уж, Лев Николаевич, подарите мне заодно и вашу Софью Андреевну…

   

* * *

В любовных стихотворениях Николая Соина много посвящений, и все имена разные: Наташе, Лене, Марине, Оксане…

Сколько же у вас было любовных увлечений? – спросили Соина, на что тот ответил скромно, строчками своего стихотворения:

О любви стихотворений триста я уже, наверно, написал…

   

* * *

Воры трижды наведывались на дачу к ленскому писателю Николаю Соину. Кражи очень его расстроили, тем более, что обращения в ленскую милицию положительного результата не дали. И тогда Соин решил написать книгу о ворах и милиционерах, рассудив, что, может быть, уважение со стороны воров не позволит им больше беспокоить и отвлекать его от написания книг, а уважение со стороны милиции заставит её в случае новой кражи действовать более оперативно. Так появилась на свет книга «Злой дух Наманы».

    

Анекдоты приняли хорошо и зрители, и сам Соин. По итогам презентации я подготовил целую литературную страницу откликов на книгу Николая Соина «Злой дух Наманы».

А потом была совместная поездка в Мирный, где Николай познакомил нас, литераторов из Ленска, с Мэри Софианиди…

Накануне своего 50-летия ленский писатель появился в редакции «ЛВ». Дескать, мой предстоящий юбилей хорошо было бы поддержать информационной волной в вашей газете.

Наша газета опубликовала тогда подборку стихотворений Николая и интервью с ним 50х50 (50 вопросов – 50 ответов). Ко мне Николай обратился с просьбой сделать свежие фотопортреты для изготовления буклета и пригласительных билетов, которые были отпечатаны у нас в типографии.

Юбилейные мероприятия охватывали два дня: 16 апреля – творческий вечер с участием певцов, чтецов и лучших танцевальных коллективов с выставкой-продажей ленских художников в ЦДНТ; 17 апреля – музыкально-развлекательная программа и банкет в ресторане «Лена».

В ЦДНТ я повторно прочитал свои анекдоты, а после этого фламинговцы задорно выдали в честь юбиляра целый ворох новых «фирменных» частушек:

Мы пришли сегодня кстати –
Пой, силёнок не жалей!
Наш единственный писатель
Отмечает юбилей!..

От души его мы любим,
От него романа ждём
О любви, о сексе, людях
И о чём-нибудь другом!

Наше литобъединенье
Чести удостоено:
Поздравляем с днём рожденья
Николая Соина!..

По-своему поздравили Николая ленские мастера кисти: Владимир Стадник и Геннадий Соцкий подарили юбиляру классические портреты (холст, масло). Рисовали они с моей фотографии (которую я, конечно же, узнал), поэтому портреты у них получились похожими настолько, как будто рисовал их один человек. Но, главное, оба портрета получились похожими на «оригинал», поэтому зрительный зал ахнул, когда художники развернули свои подарки «лицом» к зрителям.

Соин был доволен и польщён, как никогда…

10 декабря 1999 года «Фламинго» пришло на презентацию сборника стихов Николая Соина «Что-то снилось…». Эту небольшую книжку Соин издал в Иркутске с финансовой помощью Бориса Лапардина, включил в неё свои лучшие стихи, в основном написанные в молодости. Сборник получился замечательным, рукопись подготовил к изданию главный редактор журнала «Сибирь» Василий Козлов. Малый формат, 90 страниц, мягкая обложка, несколько графических иллюстраций и фотопортрет автора моего «производства».

Многие стихи из книжки я уже знал по многочисленным газетным публикациям. Когда-то я впервые прочитал его стихотворения «Свадьба» и «Баллада о рыжей корове», и меня пробрало до слёз. Я и сейчас не могу их читать без волнения.

Презентация получилась скромной, но задушевной. Звучали стихи в исполнении ведущих и автора. Борис Лапардин прочитал несколько пародий на стихи Николая. Фламинговцы, как всегда, подготовили целый поздравительный блок…

В дальнейшем это стало доброй традицией: к каждой презентации книги, к каждому творческому вечеру, к каждому юбилею литературное объединение готовило Николаю Адриановичу поздравление.

На протяжении ряда лет мы с ним не просто пересекались – сотрудничали.

Четыре раза я обращался к Николаю Соину с просьбой отредактировать рукописи. Он – редактор первого сборника стихов Татьяны Пермяковой «Видения», двух моих сборников стихов: «Полнолуние» и «Леди Осень» и фламинговского альманаха «Под созвездием Лиры».

По ходатайству нашего литобъединения Соину присвоили звание почётного гражданина Ленского района.

В свою книгу «Встречи на Ленской земле» я включил очерк «Призвание к словотворчеству» – о литературной династии Соиных. По моей инициативе состоялась публикация рассказов Николая Соина в журнале «Полярная звезда».

Как-то раз в нашей с ним беседе Николай посетовал на то, что первый сборник стихов его брата Рудольфа так и не был издан по причине внезапной смерти. И тогда я предложил:

– А ты возьми и сам издай книгу своих братьев под одной обложкой! У тебя же есть и вырезки из газет, и все коллективные сборники! Собери всё вместе – и стихи, и рассказы – и издай!

Давно был этот разговор, мы возвращались к нему несколько раз. В итоге Николай подготовил книгу к изданию. В 2016 году она увидела свет.

Над всеми своими произведениями Николай Соин работал по старинке: набивал их на видавшей виды пишущей машинке – компьютер он так и не освоил. На одном из моих портретов писатель сидит за кухонным столом, у своего «агрегата». С сигаретой (он много курил). Указательный палец правой руки забинтован лейкопластырем (поколоти-ка по тугим клавишам старой машинки целый день!). Таким он, пожалуй, и останется в моей памяти.

Я поместил этот портрет в свою книгу «Земное и небесное», а рядом – стихотворное посвящение, которое написал в 2000 году:

* * *

Николаю Соину 

По-вашему, легко писать рассказы,
Где в кружевной багет
Оправлены улыбки и гримасы,
Где светится поэт? 

Где образы приленских деревушек
Подвижны и легки,
Где лица проступают до веснушек?
Спросите у реки. 

Она ответит вам, как много надо
Душевной теплоты,
Чтоб оживить туманную прохладу
И блеск речной воды. 

Река расскажет вам, как много пядей
Должно сиять во лбу,
Чтоб передать затравленность во взгляде
И скорбную мольбу...

Как много надо радости и боли
Перемолоть в себе,
Чтоб приобщить, приблизить, приневолить
К рисуемой судьбе!

А он творит, с шутливым самомненьем,
Философ-балагур,
И в нас летит с его произведений
Задумчивый прищур...

Это же посвящение я включил в свой сборник избранных стихотворений «Музыка с небес», который скоро увидит свет. Николаю это стихотворение нравилось.

Мы были знакомы с ним два десятка лет. Не всегда наши отношения были безоблачными. Бывало, не просто спорили – ругались. Находила коса на камень. Не всё, написанное им, одного уровня. Тем не менее, вспоминаю о нём с теплотой.

Сергей МОСКВИТИН,
депутат Районного Совета МО «Ленский район»,
член Союза писателей России.

 

 

Комментарии  

Татьяна
+10 #23 Татьяна 22.11.2017 23:13
Отвечаю Cosy Minigun
Ты хочешь сказать, Соина стали критиковать только после смерти? Как бы не так! Когда его роман дошёл до Якутска, там его никто серьёзно не воспринял - настолько он оказался слабым и беспомощным. В Ленске я знаю людей, которые критиковали Соина и за его роман, и за его слабые стихи при встрече с ним, высказывали в лицо, а после выхода его книги о Ягнышеве в "Ленском вестнике" вышел критический материал Владислава Волкова, на которого Соин потом обиделся.
При жизни Соин сам создал вокруг себя ореол "большого русского писателя", хотя на самом деле таким не являлся. За пределами Ленска о нём знали разве что друзья-писатели в Иркутске по его прежним книгам и встречам с ним, и всё. Якутск его серьёзно не воспринимал, с Фёдоровым он разругался за то, что тот посмел его критиковать. И Соин обиделся на Якутск. И говорил гадости про Фёдорова. Какой же это лев? Сейчас, после смерти Соина, когда он перестал сам себя хвалить и пиарить, ореол "большого русского писателя" вокруг него рассеялся.
Цитировать
Татьяна
+10 #22 Татьяна 22.11.2017 23:12
Отвечаю Cosy Minigun
Мерзость - это то, что ты написал в первом комментарии. А насчёт того, что ты написал во втором комментарии, отвечаю. Соин не был львом, потому что львы себя так не ведут, как он. За спиной он говорил про человека гадости, а при встрече пожимал руку. Львы не лижут зады и не льстят, а Соин делал это. Писал хвалебные оды про Авдеева, чтобы получить квартиру в каменном доме, говорил комплименты чиновникам, чтобы издать книги. Я критиковала Соина за его недостатки и при жизни, в лоб высказывала ему нелицеприятные вещи, за которые он злился на меня и даже оскорблял. Львы себя так не ведут. А вот чванства в нём и самомнения, непомерных амбиций было хоть отбавляй. Такие качества характера вряд ли присущи льву, скорее верблюду. Люди из-за этого отшатывались от него и посмеивались над ним, крутили пальцем у виска. Он даже опускался до того, что врал, что где-то там, за границей, изучают его творчество. Вот что он сообщил о себе в газету "Ленский вестник" Валентине Паньшиной в апреле 2014 года (а она ему поверила и опубликовала!): "Широкий успех пришел к русскому писателю в 2000-х годах. Его творчество, а Николая Соина давно и серьёзно относят к мастерам психологического жанра, стали изучать в университетах Сибири и г. Вашингтона". Сейчас легко проверить любую информацию через интернет. Ни в каких университетах творчество Николая Соина не изучают. Проверь сам. Если набрать в поисковике "Николай Соин", то в первую очередь всплывёт имя другого Николая Соина - председателя Московского крестьянского союза. А с нашим земляком в интернете можно найти лишь редкие публикации в "Ленском вестнике", на городском сайте да на сайте районного совета депутатов. Вот тебе и весь Соин!
Цитировать
Cosy Minigun
-10 #21 Cosy Minigun 20.11.2017 21:34
Цитирую Татьяна:
Отвечаю Cosy Minigun.
Когда у оппонента не хватает аргументов, он часто от беспомощности переходит на оскорбления. Так же и ты, автор комментария, спрятавшийся за подписью Cosy Minigun.
Не думаю, что кто-то серьёзно будет воспринимать высказывание человека, который так "смердит" словами и говорит "каменты", "ушлёпки", "перепендосы", "пердаки". Догадываюсь, кто это писал.
После смерти человека оценивают наиболее объективно, как правило. Смерть - хороший повод подвести итог под жизненным периодом.
Никто не спорит, что первые рассказы, первые две книги писателя были хороши, именно за них он удостоился похвалы Астафьева и Распутина. Но в последующем он, увы, исписался. И это тоже правда. Роман у него получился просто беспомощный и смешной. Вторая книга стихов - слабая (за исключением стихов, которые туда перекочевали из первой книжки, то есть старых). Рассказы, написанные в последние годы, уступали первым. И самомнение непомерное у него тоже было, и лизоблюдство. Я сама тому свидетельницей была неоднократно. Просто ты, молодой человек, не был рядом с ним в последние годы.


Нет резона или интереса спорить с тобой; ты, и большинство местных комментаторов суть шакалы, кусающие мёртвого льва. И мерзость ваших сердец, которую вы изливаете здесь, навсегда останется с вами. А льву уже всё равно.
Цитировать
Татьяна
+10 #20 Татьяна 12.11.2017 10:31
Отвечаю Cosy Minigun.
Когда у оппонента не хватает аргументов, он часто от беспомощности переходит на оскорбления. Так же и ты, автор комментария, спрятавшийся за подписью Cosy Minigun.
Не думаю, что кто-то серьёзно будет воспринимать высказывание человека, который так "смердит" словами и говорит "каменты", "ушлёпки", "перепендосы", "пердаки". Догадываюсь, кто это писал.
После смерти человека оценивают наиболее объективно, как правило. Смерть - хороший повод подвести итог под жизненным периодом.
Никто не спорит, что первые рассказы, первые две книги писателя были хороши, именно за них он удостоился похвалы Астафьева и Распутина. Но в последующем он, увы, исписался. И это тоже правда. Роман у него получился просто беспомощный и смешной. Вторая книга стихов - слабая (за исключением стихов, которые туда перекочевали из первой книжки, то есть старых). Рассказы, написанные в последние годы, уступали первым. И самомнение непомерное у него тоже было, и лизоблюдство. Я сама тому свидетельницей была неоднократно. Просто ты, молодой человек, не был рядом с ним в последние годы.
Цитировать
Cosy Minigun
-12 #19 Cosy Minigun 08.11.2017 22:38
Забавные каменты. Собрались уважаемые критики и литературоведы, которые быстро и точно оценили творчество Соина. Вы кто такие, ушлёпки, кроме того, что вы ушлёпки?

Я близко знал Николая, и мне известно доподлинно, что его первые книги были реально высоко оценены Валентином Распутиным и Виктором Астафьевым. Ему того было довольно, а мнение ущербных недописателей его мало волновало.

С Якутском были перепендосы изначально. И причина их - стабильно неадекватная самооценка тамошних прозайчиков и поэтов. Не всех, безусловно, но тех, кто принимает решения. В Иркутске люди оказались более объективными и вообще хорошими людьми.

Про его отношения с сильными ленского мира я знаю меньше, но могу с уверенностью утверждать, что ничьи пердаки никогда он лизал, - не такой был человек.

И последнее: последней собакой станет тот, кто станет оскорблять память ушедшего человека. Попробуйте остаться хоть в чём-то человеками, неуважаемые пейсатели каментов!
Цитировать
Татьяна
+15 #18 Татьяна 02.09.2017 09:18
Раздутое непомерное самомнение - вот что такое писатель Соин.
Цитировать
Якутский писатель
+16 #17 Якутский писатель 21.05.2017 15:40
Соин здорово смазал впечатление о своём творчестве последними слабыми книгами. Сборник стихов "Запоздалое эхо" показал, что последние стихи, написанные им - бездарные. Книга изобилует ошибками. Ну, а роман об экстрасенсе "Чтобы услышать небеса" получился просто беспомощным и смешным. К сожалению.
Цитировать
Татьяна
+16 #16 Татьяна 10.05.2017 09:49
Выходит, так. :-)
Цитировать
Якутский писатель
+17 #15 Якутский писатель 10.05.2017 07:43
Большое самомнение, выходит, не мешало лизать зады...
Цитировать
Татьяна
+18 #14 Татьяна 08.05.2017 20:32
И в сердце льстец всегда отыщет уголок... :-)
Цитировать